Пешеходы на проезжей части.

Из этого урока вы узнаете

Закономерности поведения пешеходов
Выход пешеходов в неустановленных местах
Нерегулируемый пешеходный переход
Регулируемый пешеходный переход
Зона остановки общественного транспорта
Движение вдоль тротуара или обочины

Закономерности поведения пешеходов

Пешеходы на проезжей части подчас создают очень опасные ситуации, поэтому водитель должен быть готов к любым неожиданностям со стороны пешеходов и знать некоторые закономерности их поведения.

Исследования показывают, что одиночный пешеход способен терпеливо ждать возможности перейти улицу примерно 30 секунд. По истечении этого времени, он склонен пренебречь опасностью, и может начать перебегать дорогу между автомобилями, движущимися на расстоянии 30 – 35 метров один от другого при скорости 60 км/ч. Группа людей, собравшихся пересечь проезжую часть, часто бывает значительно "храбрее", и это надо обязательно учитывать водителю.

Кроме этого ему необходимо представлять, как ведут себя различные пешеходы на проезжей части.

Молодые люди

Молодые люди, как правило, переходят дорогу спокойно и редко препятствуют движению автомобилей.

Пожилые люди

Пожилые люди имеют привычку переходить дорогу, не обращая внимания на движение транспортных средств, а заметив опасность теряются и начинают суетиться, иногда даже падают.

Дети

Дети представляют наибольшую опасность, они не осознают опасности и выбегают на проезжую часть перед автомобилем.


Внимание!
Особую опасность представляют пьяные пешеходы, поведение которых нельзя предугадать.


При появлении пешеходов на проезжей части их необходимо держать в поле зрения, независимо от того, в какую сторону они собираются переходить дорогу, всегда быть готовым к торможению или маневру, увеличивая при этом боковой интервал.

Основная причина наезда на пешехода, в отсутствии у водителя реакции на признаки опасности в местах возможного появления пешеходов.

Рассмотрим типичные ситуации наезда на пешеходов в различных местах.

Выход пешеходов на проезжую часть в неустановленных местах (рис. 130).

Характерными признаками опасности в таких местах являются магазины, киоски, кинотеатры и пр., где пешеходы недостаточно внимательны, и склонны перебегать дорогу перед близко идущими транспортными средствами.

Особенно опасен выход на проезжую часть детей в не установленном для этого месте. Важнейшим признаком опасности здесь является ограниченный обзор придорожного пространства.

Чтобы избежать наезда, водителю при появлении признаков опасности необходимо заранее снизить скорость, повысить внимание в направлении закрытого обзора и быть готовым к экстренному торможению.

Нерегулируемый пешеходный переход (рис. 131).

Вблизи таких переходов, согласно ПДД, водитель должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить находящихся на проезжей части пешеходов.

Очень часто пешеходы неправильно оценивают дорожную ситуацию для безопасного перехода. Чтобы обеспечить безопасность, водителю следует учитывать возможное поведение пешеходов, повысить внимание и снизить скорость, а также предвидеть возможные ситуации на переходе.

Не следует совершать объезд или обгон в непосредственной близости, а тем более на нерегулируемом пешеходном переходе, если обзор ограничен транспортными средствами.

Регулируемый пешеходный переход (рис. 132).

Важнейшим признаком опасности в этих местах, является ограниченный обзор проезжей части в опасной зоне. Обзор может закрывать, попутное транспортное средство, а также встречное транспортное средство, особенно на узкой двухполосной дороге.

Водителю нужно предвидеть опасные ситуации, даже при запрещающем для пешеходов сигнале светофора. О наличии опасности можно судить по поведению других водителей, которые могут снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, не успевших освободить проезжую часть.

Не следует совершать поворот в самый последний момент, когда разрешающий сигнал светофора сменяется на запрещающий. Такие действия опасны, так как водитель рискует совершить наезд на переходящих пешеходов.

Зона остановки общественного транспорта (рис. 133).

Важным признаком опасности в этой зоне является стоящий автобус (троллейбус, трамвай), который ограничивает обзор и водителю и пешеходам. Самую большую опасность в зоне остановок представляют пешеходы, внезапно появляющиеся из-за транспортного средства. В этой зоне надо быть готовым к экстренному торможению.

Чтобы обеспечить безопасность в зоне остановок, водителю необходимо заранее снижать скорость, увеличить интервал до транспортного средства на остановке, а также дистанцию до транспортного средства впереди, чтобы избежать столкновения с ним в случае его экстренного торможения при появлении пешеходов.


Внимание!
Чем меньше интервал между вашим автомобилем и транспортным средством на остановке, тем меньше должна быть скорость движения.


В зимнее время необходимо учитывать, что в зонах остановок общественного транспорта образуется наледь из-за постоянных торможений, которая резко уменьшает сцепление шин с дорогой и увеличивает тормозной путь.

Движение вдоль тротуара или обочины (рис. 134).

Опасным является движение вдоль тротуара, на котором находится много пешеходов, особенно, если этот тротуар узкий. Пешеход может неожиданно выйти на проезжую часть. Водитель должен двигаться на возможно большем расстоянии от тротуара и быть готовым к любым неожиданностям.

Особенно внимательным следует быть водителю в условиях недостаточной видимости (темное время суток, дождь, снег). В плохую погоду пешеходы укрываются от мороза, ветра, снега или дождя и забывают об осторожности на дороге.

Объезжать пешехода лучше как можно дальше от него, чтобы он не создал для вас опасную ситуацию, даже своим неожиданным падением.



Для вашей безопасности и уверенности за рулем!
Сергей Савченко

P.S. Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете из книги «Вождение автомобиля».
подробнее