ШКОЛА ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

Курсы вождения для женщин в Москве

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Как переключать передачи.


Из этого урока вы узнаете

Как выбирать передачи

Логика использования передач

Скоростные диапазоны каждой передачи

Использование тахометра

Что использовать спидометр или тахометр

Приемы работы с КП

Упражнение   “Сцепление – Рычаг  КП – Газ”

Особенности при разгоне автомобиля

Упражнение  " Разгон автомобиля с переключением передач  1-2-3-4"

Рекомендации

Типичные ошибки

Переключение передач, с повышенной на пониженную

Выбор передач

Рекомендации при движении на спуске и подъеме



Как выбирать передачи.

Чтобы научиться правильно выбирать передачи Вам, необходимо, перестать передачи в коробке передач (КП) называть скоростями (км/ч), так как  эта ошибка в понятиях, иногда осложняет понимание этого процесса.

Обычный вопрос начинающего водителя – как  переключать скорости? звучит некорректно, потому что переключают передачи в КП, а не скорость (км/ч).


Далее, необходимо:

  • понять логику использования передач;
  • изучить скоростные диапазоны каждой передачи;
  • узнать нюансы использования передач в различных дорожных условиях.


Изучить все это в деталях и конечно потренироваться.

А сейчас,  давайте разберемся подробнее.


Логика использования передач

Итак, с понятиями передач (кп) и скорости (км/ч) мы разобрались.

Теперь,  постараюсь объяснить простую последовательность выбора передач.

Все начинающие водители знают, что передачи выбираются в зависимости от скорости автомобиля.

Логика проста (скорость > передача), но в этой последовательности не хватает главного. А как выбрать скорость?


Начинающие водители выбирают скорость, как их учили в школе согласно правилам и дорожным знакам, но лучше делать поправку на дорожную ситуацию и погодные условия. Потому что максимально разрешенная скорость не всегда бывает безопасной.


Поэтому, наилучшая логика выбора скорости и передачи это:

Дорожная ситуация + погода > выбор безопасной скорости > выбор передачи.


Подробнее о выборе скорости в различных дорожных и погодных условиях вы сможете прочитать в других статьях на сайте.

Теперь, следует узнать и изучить скоростные диапазоны каждой передачи.



Скоростные диапазоны каждой передачи.

Минимальные и максимальные  скорости движения на каждой передаче, как правило, указанны в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

А сейчас, приведу усредненные значения скоростных диапазонов передач для автомобилей с бензиновым двигателем.



КП                                 Спидометр км/ч

Передача                  Диапазон скоростей  мин-макс.


1 передача                           0 - 40

2 передача                          20 - 60

3 передача                          40 - 80

4 передача                          60 - 100

5 передача                          80 - макс.




Важно придерживаться данных усредненных скоростных диапазонов, чтобы не создавать излишние перегрузки для двигателя и трансмиссии автомобиля.



Использование тахометра.

Тахометр - прибор, показывающий частоту вращения коленчатого вала двигателя в оборотах/мин.

При разгоне до максимальной скорости на каждой передаче лучше использовать тахометр для определения максимальных оборотов двигателя, чтобы не перекрутить обороты двигателя в красную зону шкалы. Не допускайте работу двигателя на высоких оборотах в красной зоне шкалы тахометра, это может привести к поломке двигателя и дорогому ремонту.


Удобно использовать тахометр для переключения передач.


  1. Минимальная  частота  вращения двигателя  800-1000 об/мин. В таком режиме двигатель может работать только на холостом ходу (без нагрузки).
  2. Начало движения с места на горизонтальном участке, происходит при низких частотах вращения коленчатого вала: 1 500-2 000 об/мин.
  3. Оптимальный диапазон частот вращения коленчатого вала двигателя при разгоне для смены передач и движении на подъем  — 3 000-3 500 об/мин.
  4. Для интенсивного разгона можно «раскручивать» двигатель и дальше — до 4 500-5000 об/мин,


Внимание! «укладывать» стрелку прибора в красную зону шкалы не рекомендуется.



Внимание!

Минимальная  и максимальная  скорости движения для каждой передачи, обычно указанны в инструкции по эксплуатации автомобиля.



Что использовать спидометр или тахометр.

Вы можете переключать передачи используя, как показания спидометра, так и показания тахометра. Вам только необходимо выбрать темп разгона, то есть минимальный, средний или максимальный в зависимости от дорожных и погодных условий.


Например, темп разгона и переключения передач по тахометру:


Минимальный  2000-2500 об/мин -  используется при спокойном и экономном движении автомобиля на горизонтальных участках без подъемов, а также на заснеженной и обледенелой дороге.


Средний  3000-3500 об/мин - используется при движении в городе и за городом, также является минимальным разгоном автомобиля при движении на подъем.


Максимальный  4500- 5000 об/мин – используется, как правило, при обгонах, разгонах на подъем на загруженной машине, и активном динамичном вождении..


Таким образом, Вы в зависимости от дорожной ситуации и погоды выбираете темп разгона и подстраиваетесь под общий темп движения потока. Обычно в сухую погоду темп меняется часто в зависимости от загруженности дороги, а в мокрую, заснеженную и морозную, как правило, темп движения равномерный.


В таблице рассмотрены моменты переключения передач для автомобилей с бензиновым двигателем, используя спидометр или тахометр на выбор.



Разгон  темп               Минимальный км/ч         Средний км/ч         Максимальный км/ч

Тахометр об/дв.             1500-2500                  3000-3500              4500-5000


КП передача

1 передача                           0

2 передача                          20                            30                         40

3 передача                          40                            50                         60

4 передача                          60                            70                         80

5 передача                          80                             90                        100




Приемы работы с кп.

Захват рычага коробки передач

Для его перемещения рекомендуется брать рычаг правой рукой закрытым хватом. При таком способе обеспечиваются быстрота и точность переключений. При этом, когда рычаг переводится на себя, пальцы тянут его, а ладонь контролирует его положение. При движении от себя ладонь давит на рукоятку, а пальцы контролируют положение рычага.



Внимание!

В положении «N (нейтраль)» рычаг находится в положение между 3-4 передачами.

При переключении важно не прикладывать к рычагу большое усилие.

Не следует смотреть на рычаг переключения передач, взгляд должен быть направлен вперед, а левая рука должна находиться на рулевом колесе.


Очень важно выработать у обучаемого навыки управления рычагами и педалями  и  необходимую последовательность действий при работе ими.

Рычаг управления КП.

Управляется правой рукой. Основное положение рычага  нейтральное. В  зависимости  от  условий  движения   водитель  выбирает  передачи  1-2-3-4. Включение  производится  перемещением  рычага,   в соответствии со схемой  указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Переключение передач производится только при нажатой педали сцепления. В противном случае возможна поломка   КП. Переключают передачи  спокойно без резких движений.


Для  взаимодействия  педалями сцепления, газа  и рычагом переключения  нужно отработать  следующее  упражнение при неработающем двигателе.



Упражнение 5. "Сцепление – Рычаг  КП - Газ "

  1. Нажать сцепление до упора в пол (раз ).
  2. Включить  1-ю передачу и слегка добавить газ (два).
  3. Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три - четыре – пять).
  4. Нажать сцепление  и одновременно отпустить газ (раз).
  5. Включить 2-ю передачу и слегка  добавить газ (два).

6.   Плавно отпустить сцепление, газ слегка нажат (три – четыре - пять).

и так далее.


Переключать передачи по порядку вверх 1-2-3-4  и вниз 4-3-2-1.

При переключении с 1-й на 2-ю не обязательно переводить рычаг в нейтральное положение, достаточно перевести по прямой  до конца  назад.



Особенности при разгоне автомобиля.

В обычных  дорожных условиях  долго двигаться на первой передаче не следует, так  как  это вызывает  неоправданный перерасход  топлива.  Поэтому после начала движения необходимо  увеличивать скорость движения, и переключением  передач переходить с низшей передачи на высшую.


При разгоне  не следует затягивать движение на низших передачах. Скорость автомобиля на каждой передаче должна плавно увеличиваться до необходимых значений.


В дальнейшем, если позволяют условия и безопасность движения, автомобиль  следует вести на высшей передаче. Однако в некоторых случаях рекомендуется использовать только первую передачу для движения в тяжелых дорожных условиях: по неровным дорогам, бездорожью, при движении на крутой подъем, то есть там, где необходима скорость движения до 20км/ч.


Водитель выбирает скорость  в зависимости  от условий  движения, поэтому необходимо  отработать переключение передач, как в восходящем, так и в нисходящем порядке.



Внимание!

При переключении передач или включении оборудования  и других случаях  автомобилем управляют одной рукой, поэтому  на начальном этапе обучения следует строго контролировать траекторию движения.



Упражнение  " Разгон автомобиля с переключением передач  1-2-3-4"


Начало движения  автомобиля с места.

  1. Разгон автомобиля  до 30 км/ч (добавить газ).
  2. Одновременно нажать сцепление и отпустить газ.
  3. Переключить с 1-й на 2-ю передачу.
  4. Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
  5. Разгон автомобиля  до 50 км/ч (добавить  газ).
  6. Одновременно нажать сцепление и отпустить газ.
  7. Переключить с  2-й на 3-ю передачу.
  8. Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
  9. Разгон автомобиля  до 70 км/ч (добавить  газ).
  10. Одновременно нажать сцепление и отпустить газ.
  11. Переключить с  3-й на 4-ю передачу.

Регулировать скорость движения газом  (80 км/ч).



Внимание!

Отпускание педали сцепления должно происходить за счет сгибания колена и бедра и не, в коем случае, за счет сгибания сустава стопы.

Пятка ноги при нажатии и отпускании педали не должна касаться пола.

При отпускании педали сцепления необходимо немного задержать педаль сцепления на 1сек. (в момент соединения дисков сцепления) там же, где мы задерживаем педаль при трогании с места.

Это необходимо, чтобы автомобиль мог плавно без рывка продолжать двигаться на следующей передаче и только затем плавно отпустить педаль сцепления.


Далее, уберите ногу с педали и поставьте ее на специальную подножку с лева от педали.



Рекомендации:

  • отработать  разгон автомобиля при переключении передач на короткой дистанции (25-30м);

  • использовать первую передачу только для трогания автомобиля с места;

  • при переключении передач  действовать  педалями  сцепления  и  газа,  как  при трогании с места;

  • плавно переключать  передачи.


Типичные ошибки:

  • недостаточный разгон автомобиля,
  • не прибавляется  малый газ после переключения передач.


Переход на повышенные передачи необходимо выполнять последовательно только после разгона автомобиля. Если скорость недостаточна, двигатель «ответит» на включение повышенной передачи рывками, снижением скорости, а иногда и остановкой.


Не следует ездить на высших передачах при низкой частоте вращения коленчатого вала.

Очень важно научиться своевременно, переключать передачи на высшие и обратно.

 


Внимание!

Не надо держать постоянно ногу на педали сцепления. Это приводит к излишнему напряжению и утомлению ноги, и к преждевременному износу сцепления.

Обращайте внимание на полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль следует нажимать до упора.

При включении передач сцепление отпускается плавно

Необходимую передачу следует включать перед поворотом



Переключение передач, с повышенной на пониженную.

  1. Педалью тормоза снижаем скорость движения автомобиля до скоростного диапазона выбранной пониженной передачи.
  2. При достижении автомобилем скоростного диапазона выбранной пониженной передачи, прекращаем торможение и нажимаем педаль сцепления.
  3. Включаем выбранную передачу и нажимаем на педаль газа (1500-2000 об/мин).
  4. Отпускаем педаль сцепления плавно до конца.


Если при движении на повышенных передачах вам приходится снижать скорость, например, в связи с изменением условий движения, то мощности двигателя будет не хватать, автомобиль начнет двигаться рывками, а его скорость будет быстро падать.


В этом случае надо переходить на пониженную передачу. Каждая передача имеет свой нижний предел скорости, при достижении которого надо переходить с этой передачи на более низкую.


Выбирать передачу необходимо исходя их конкретных условий движения автомобиля.

Первая передача предназначена для начала движения с места, движения по двору или проселочной дороге, преодоления крутого подъема. Также на первой передаче водители обычно «ползут» в дорожных пробках.

Вторая и третья передачи используются при сравнительно медленном движении по городским улицам и переулкам, на более пологих подъемах, кроме того, на эти передачи переходят (переключаются) при маневрах, которые невозможны на высокой скорости: повороты, въезды на прилегающие территории и др.

Четвертая передача предназначена для движения с достаточно высокой скоростью по свободным улицам, проспектам, загородным дорогам с незначительными подъемами.

Пятую передачу рекомендуется включать только на загородных скоростных трассах: она не обеспечит вашему автомобилю более высокой скорости, чем четвертая передача, но позволит ехать быстро в более экономичном режиме, расходуя меньше топлива.



Рекомендации при движении на спуске и подъеме

  • При движении на подъем необходимо учитывать  загрузку автомобиля и  уклон дороги.
  • При движении на подъем, когда на автомобиль действуют дополнительные силы сопротивления, для переключения передач надо выбирать верхний предел указанного диапазона скоростей. На спусках, наоборот, выбирайте нижний предел.
  • Появившиеся толчки и рывки в трансмиссии  указывают на необходимость перехода на пониженную передачу.


В остальных случаях позднее переключение передачи ведет к перегрузке двигателя.




Для вашей безопасности и уверенности за рулем!

Сергей Савченко


P.S.  Узнать больше о секретах мастерства вождения, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете в книге «Вождение автомобиля» подробнее

 


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ


Ads on: Special HTML