ШКОЛА ВОЖДЕНИЯ

Для женщин в Москве

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Способы торможения автомобиля.


Из этого урока вы узнаете

Остановочный путь.

Два вида торможения - служебное  и  экстренное

Способы торможения.

Торможение двигателем.

Комбинированное торможение.

Упражнение " Замедление с переключением передач 4-3-2 "

Рекомендации

Типичные ошибки

Остановка автомобиля

Упражнение  "Остановка "

Рекомендации

Типичные ошибки

Стояночный тормоз



Одним из важнейших приемов управления автомобилем является торможение. И от того, как водитель умеет выполнять этот прием, зависит безопасность движения.


Для снижения скорости движения бывает достаточно отпустить педаль газа. Если необходимо быстрее остановить автомобиль или уменьшить скорость, эффективно тормозить двигателем, включив более низкую передачу. Тормозящее действие от двигателя равномерно распределяется между ведущими колесами, снижая вероятность бокового заноса, что очень важно на скользкой дороге. Если и этого недостаточно,  используют рабочую тормозную систему автомобиля.


Остановочный путь.

Остановочным путем называют расстояние,  которое  пройдет автомобиль  с момента обнаружения опасности водителем  до полной остановки автомобиля (рис. 85).


Внимание!

Каждый водитель должен  знать полный  остановочный  путь своего автомобиля в зависимости  от  дорожных, погодных условий и скорости автомобиля.



Остановочный путь делится на три части:

  • путь за время реакции водителя;
  • путь за время срабатывания тормозов;
  • путь  с момента начала торможения  до полной остановки автомобиля (тормозной путь).


Полный остановочный путь зависит от состояния тормозов,  дороги,  скорости движения, массы автомобиля  и мастерства водителя.

Определить  приблизительно  остановочный путь  в метрах на сухом покрытии можно, по формуле (U/10)², например:

(90/10)² = 81м,

(70/10)² = 49м,

(50/10)² = 25м,

(40/10)² = 16м,

(30/10)²= 9м,

(20/10)²= 4м.



Внимание!

Остановочный путь увеличивается!

На мокрой дороге в 1,5 раза;

На заснеженной дороге в 2 раза;

На  скользком  покрытии  более чем  в 4 раза.




Два вида торможения - служебное  и  экстренное

Кроме этого, водителю  также необходимо знание эффективных  приемов  торможения  и  умение их  применять в  различных ситуациях.  Существует два вида торможения - служебное  и  экстренное.


Служебное торможение (плавное) производится  с замедлением  менее  3 м/сек,  для остановки  в  заранее намеченном  месте. Торможение всегда производится заранее, с прогнозом  интенсивности замедления  автомобиля.


Экстренное торможение (резкое) производится с замедление до  8  м/сек,  и используется для  остановки  автомобиля  внезапно,   в  случае   возникновения опасности  столкновения  с другим транспортным средством  или наезда на пешехода или  препятствие.



Способы торможения.

Различают непрерывный, прерывистый и ступенчатый способы торможения. При  любом из них  максимальное замедление  достигается  на  грани  блокировки  колес.

Блокировка  колес происходит в момент, когда колеса перестают вращаться  и начинают скользить по дороге " юзом ". Не следует  допускать  блокировки колес,   из-за возможности бокового заноса автомобиля и увеличения тормозного пути, особенно на скользкой дороге (рис. 86).



Внимание!

В любой дорожной  ситуации  перед  началом торможения  водитель должен оценить  обстановку сзади и, если необходимо,  предупредить следующих сзади водителей несколько раз  слегка  нажав на педаль тормоза  перед  началом  торможения.



Водитель должен  научиться тормозить без блокировки колес, для этого необходимо освоить  все способы торможения  на  дорогах  с  различным покрытием  и в разных погодных условиях.


1. Непрерывный способ торможения - водитель нажимает один раз на педаль тормоза, плавно  и постепенно  увеличивая  усилие,  и  уменьшает его  непосредственно перед полной остановкой (рис. 87а).


2. Прерывистый способ торможения - водитель плавно нажимает на педаль тормоза  до границы блокировки колес и полностью отпускает  педаль,  и так несколько раз до полной остановки  автомобиля (рис. 87б).


3. Ступенчатый способ торможения  - водитель также несколько раз нажимает на педаль тормоза  до границы блокировки колес, но не отпускает  ее полностью, а лишь  слегка  ослабляет давление на педаль, и так до полной  остановки автомобиля (рис. 87в).



Внимание!

В случае  экстренного  торможения,  необходимо  использовать  ступенчатое  торможение и торможение двигателем  с  включенной  передачей,  на  которой  осуществлялось движение  и не выключать (не нажимать) сцепление до полной остановки  автомобиля.



Торможение двигателем.

При  выполнении   любого  вида  торможения, можно  использовать  тормозящий эффект  двигателя автомобиля. Торможение двигателем  особенно эффективно при движении на мокрой или скользкой дороге, а также  на  длинном крутом  спуске.


Тормозная сила двигателя  зависит  от включенной передачи, причем наибольший тормозящий  эффект  будет на первой передаче. При этом следует  помнить, что  если скорость автомобиля  не будет соответствовать  включенной передаче (когда  при скорости 90 км/ч, соответствующей 4-й передаче, а включают 2-ю передачу, обеспечивающую скорость 20-60 км/ч), возможна  блокировка  ведущих колес,  которая  может привести  к  заносу автомобиля.

Поэтому при торможении двигателем необходимо последовательно переключать передачи  с  высшей  на  низшую,  в  соответствии  со скоростью  автомобиля.



Внимание!

Ежедневно  выезжая из гаража, водитель должен проверять эффективность работы тормозной системы.




Комбинированное торможение.

Торможение двигателем не обеспечивает быстрого снижения скорости, когда это необходимо, поэтому для более эффективного замедления автомобиля приходится использовать тормозную систему автомобиля.

При комбинированном торможении  для постепенного снижения скорости необходимо последовательно переходить на низшие передачи.

Комбинированное  торможение  наилучшим образом обеспечивает поперечную устойчивость автомобиля при снижении скорости, так как ведущие колеса  замедляются равномерно.  Этот способ торможения уменьшает возможность заноса автомобиля.


Упражнение " Замедление автомобиля с переключением передач 4-3-2 "

1.      Движение на скорости 80 км/ч.

2.      Отпустить газ и притормозить до скорости 60 км/ч.

3.      Нажать сцепление и отпустить тормоз.

4.      Переключить с 4-й на 3-ю передачу.

5.      Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.

6.      Отпустить газ и притормозить до скорости 40 км/ч.

7.      Нажать сцепление и отпустить тормоз.

8.      Переключить с 3-й на 2-ю передачу.

9.      Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.

10.    Движение со скоростью  20 км/ч.



Рекомендации:

  • при переключении передач  действия педалями сцепления и газа, как при трогании с места;

  • плавно переключать  передачи.


Типичные ошибки:

  • недостаточное снижение скорости перед переключением.



Остановка автомобиля.

При выборе места остановки автомобиля необходимо помнить:


  • неправильное расположение автомобиля на дороге создает опасность для движения других автомобилей;

  • существуют места, где запрещены  остановки и стоянки транспорта, предусмотренные ПДД.



Упражнение  "Остановка ".

1.      Выбрать место остановки.

2.      Включить указатель правого поворота.

3.      Снизить скорость движения до 20 км/ч.

4.      Нажать сцепление  и  отпустить газ.

5.      Плавно притормозить  до остановки автомобиля.

6.      Поставить на стояночный тормоз.

7.      Выключить передачу (рычаг в положение Н).

8.      Отпустить сцепление  и  ножной тормоз.

Выключить  указатель поворота.



Рекомендации:

  • останавливать автомобиль около бордюра необходимо на расстоянии 10-15 см.



Типичные ошибки:

  • не включен указатель поворота,
  • машина не ставится на стояночный  тормоз.



Стояночный тормоз.

Стояночный тормоз, предназначенный для удержания стоящего на месте автомобиля в исключительных случаях  (например, при отказе рабочего тормоза) может быть использован и для торможения в движении. Однако пользоваться стояночным тормозом в таких случаях надо умело.

Нельзя забывать, что стояночным тормозом затормаживаются только задние колеса  и поэтому эффективность торможения значительно хуже, чем рабочим, а его  резкое включение   при высокой скорости часто приводит к блокировке колес и заносу.  К тому же следует помнить, что при  использовании ручного тормоза не загораются фонари стоп-сигналов, что чревато наездом на ваш автомобиль транспортного средства, идущего сзади.




Для вашей безопасности и уверенности за рулем!

Сергей Савченко


P.S.  Узнать больше о секретах мастерства, а также о технике и тактике управления автомобилем Вы сможете в книге «Вождение автомобиля» подробнее

 


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ


Ads on: Special HTML