ШКОЛА ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

Авторский курс Управляй Уверенно и Безопасно

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Экономичное вождение

Понятие экономичное вождение включает не только экономию эксплуатационных материалов (бензина и масла), но и снижение износа отдельных узлов и деталей автомобиля. Использование правильной техники вождения, а также соблюдение правил содержания автомобиля в исправном состоянии, позволит водителю уменьшить эксплуатационные расходы.

Рассмотрим сначала приемы экономичного управления автомобилем.

Техника экономичного вождения автомобиля.

Пуск двигателя.
Правильный пуск холодного двигателя первый доступный резерв экономии топлива. В зимних условиях эффективность пуска холодного двигателя снижается и зависит, прежде всего, от технического состояния двигателя, степени заряженности аккумулятора, и сорта применяемого масла.

Предельная температура пуска холодного двигателя -25° -30 ° С. После пуска, двигатель необходимо прогреть в течение 5 мин. при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала, до температуры охлаждающей жидкости не менее 40° С. Далее прогревать двигатель до рабочей температуры 80-90° С целесообразно во время движения автомобиля.

Следует иметь в виду, что при повышении частоты вращения коленчатого вала, продолжительность прогрева сокращается, но расход топлива увеличивается в 2 раза.

Разгон автомобиля.
Расход топлива зависит от продолжительности разгона после начала движения с места. Не следует допускать длительного разгона на каждой передаче. Переходить на высшую передачу надо, как только будет достигнута оптимальная скорость( 1-30,2-50,3-70,4-90), при которой возможен разгон на следующей передаче. Если не достигнуть оптимальной скорости, то при переходе на следующую передачу произойдет перегрузка двигателя и скорость автомобиля уменьшится.

Экономичная скорость движения.
При выборе скорости движения водитель должен учитывать дорожные условия. С увеличением скорости движения возрастают расходы топлива и масла. Особенно неэкономичной считается движение со скоростью близкой к максимальной.

Наиболее экономичными считаются условия работы двигателя при его максимальном крутящем моменте, что обычно соответствует 2/3 максимальнойскорости ( 80-100 км/ч ). Поэтому чтобы расход топлива был минимальный, водителю лучше двигаться на высшей передаче, если позволяют условия движения.

Экономичное движение.
При движении водителю необходимо управлять автомобилем плавно, избегая частых и резких ускорений и торможений. При движении с постоянной скоростью автомобиль должен двигаться на высшей передаче. Снижение скорости движения необходимо производить плавно с использованием силы инерции автомобиля (накатом), чтобы подъезжать к месту предполагаемой остановки с минимальным использованием тормозов. Использование наката наиболее эффективно при движении по дороге с переменным профилем.

Груз в автомобиле.
Не следует нагружать автомобиль выше допустимой нормы, так как это способствует увеличению расхода топлива до 25 % и повышенному износу автомобиля.

Далее рассмотрим влияние технического состояния автомобиля на расход топлива и масла.

Техническое состояние автомобиля.

Двигатель.
Необходимо использовать топливо с соответствующим октановым числом, несоответствие числа приводит к снижению мощности двигателя, ускорению его износа, и увеличению расхода топлива.

Компрессия.
В случае не герметичности камер сгорания в одном или нескольких цилиндрах степень сжатия уменьшается, это приводит к значительному снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.

Герметичность цилиндров проверяют прибором ( компрессометр), который измеряет давление в конце такта сжатия в каждом цилиндре. Низкая компрессия свидетельствует о неисправности. Основными неисправностями могут быть: износ внутренней поверхности цилиндров, износ поршневых колец, не герметичность клапанов, повреждение прокладки головки блока. Рекомендуется регулярная проверка компрессии через 10 000 км пробега для контроля технического состояния двигателя.

Система зажигания.
При неправильной регулировке системы или неисправности ее элементов расход топлива увеличивается до 30 % .

Если под автомобилем появляются пятна, значит, нарушена герметичность какой либо системы двигателя. Обычно пятна образуются в результате утечки топлива, масла или охлаждающей жидкости.

Система питания.
При появлении пятен необходимо проверить герметичность элементов топливной системы. Течь можно заметить в местах крепления и соединения элементов. Это может быть ослабление соединений или повреждение прокладок. При нормальной работе двигателя поверхность элементов системы должна быть сухой.

ВНИМАНИЕ! При нарушении герметичности топливной системы надо немедленно устранить неисправность, чтобы избежать пожара.

Кроме этого другие неисправности элементов топливной системы (карбюратор или инжектор), а также загрязнение воздушного или топливного фильтра, могут также привести к увеличению расхода топлива до 30 % .

Система охлаждения.
Неисправности этой системы приводят к перегреву двигателя. Перегрев приводит к снижению мощности и повышенному расходу топлива, а также увеличению износа двигателя.

Перегрев двигателя может произойти из-за утечки охлаждающей жидкости, загрязнения радиатора, слабого натяжения ремня привода водяного насоса или воздушного нагнетателя ( при воздушном охлаждении ).

Следует помнить, что переохлаждение двигателя зимой ( температура двигателя меньше нормы ) приводит также к снижению мощности и увеличению расхода, поэтому зимой необходимо утеплять радиатор системы охлаждения.

Сцепление.
При неисправностях или износе деталей сцепления, нарушается передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, из-за проскальзывания дисков сцепления, что и увеличивает расход топлива.

Проскальзывание дисков сцепления водитель может определить при движении автомобиля, автомобиль с трудом преодолевает небольшие подъемы, даже при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Ходовая часть.
Неправильная регулировка углов схождения и развала колес приводит к быстрому износу шин и повышенному расходу топлива. Первым признаком нарушения регулировки служит неравномерный или преждевременный износ протекторов шин. Ил. 169

Нарушение регулировок может произойти после движения по неровной дороге с большой скоростью, наезды на бордюры или попадания колес в большие ямы, открытые колодцы.

Давление в шинах должно соответствовать величине, указанной в заводской инструкции по техобслуживанию. Проверять давление в колесах необходимо через 3-4 дня.

Следует иметь в виду, что повышенное давление приводит к сокращению срока их службы. При низком давлении шины также быстро изнашиваются, а кроме этого увеличивается расход топлива.

При эксплуатации автомобиля необходимо помнить, что при загрузке автомобиля давление в шинах надо увеличить.

Тормозная система.
При неправильной регулировке или неисправности элементов увеличивается сопротивление движению, что вызывает расход топлива до 20 % .

Определить увеличение сопротивление движению можно по нагреву колесных дисков (после остановки без торможения диск очень горячий ), а также при движении автомобиля накатом ( скорость автомобиля быстро уменьшается ). Для предотвращения отказа тормозов от перегрева необходимо обратиться на СТО.

из книги "Вождение автомобиля" С.В. Савченко


Желаю хороших дорог и зеленых светофоров!

Сергей Савченко

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ


Ads on: Special HTML